Независимая газета,
12 декабря 2021 г.
Как избавить медицину от сверхобъемов
469 просмотров
Организация рационального финансирования медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС) важна для управления процессами в системе здравоохранения, например, для маршрутизации пациентов, оценки очередности госпитализаций, объема оказываемой медицинской помощи. Этот вопрос особенно актуален, когда выделенных денег в системе ОМС не хватает. Тогда и возникает сверхобъемная медицинская помощь, так называемые сверхобъемы. Сверхобъемной называется медицинская помощь, оказываемая в объеме, превышающем выделенные тарифным соглашением и договором в системе ОМС.
Причиной появления сверхобъемов не обязательно становится повышение заболеваемости населения или рост количества обращений за медпомощью. Чаще это явление связано с недостатками в планировании и недостаточным резервированием средств под конкретные медицинские организации, конкретные профили оказания медицинской помощи и схемы лечения. Например, объемы на гематологическую помощь в последние годы занижаются в сравнении с объемами онкологической помощи.
В 2022 году расходы федерального бюджета на здравоохранение планируется понизить на 137 млрд руб. Сумма, выделенная государством на медицину, составит 1245 млрд. В 2021 году при заложенных в бюджет 1362 млрд руб. ряд федеральных клиник исчерпали средства, полученные от Федерального фонда ОМС, что потребовало оперативного введения внешнего управления – дополнительного финансирования. В этом году Федеральный фонд получил три дополнительных транша: на 85 млрд, 56 млрд и 25 млрд руб. В настоящее время идут согласования для выделения дополнительных средств оплаты медпомощи по территориальным программам.
В этих условиях регионам и медицинским организациям критически важно рационально планировать объемы медицинской помощи в действительно необходимом объеме. Нужно учитывать риск вынужденных отказов в оказании плановой и даже неотложной помощи ввиду недостатков финансирования. На практике неэффективное планирование приводит к тому, что одни медорганизации оказываются профинансированы в избытке, а у других возникают услуги сверх утвержденного тарифным соглашением и договора в сфере ОМС плана, что приводит к негативным последствиям для всей системы здравоохранения – тем самым сверхобъемам.
Не менее важным для оптимизации финансирования медицинской помощи является формирование прозрачного механизма ее тарификации – прежде всего по методике с использованием клинико-статистических групп (КСГ). К сожалению, экономический расчет размера тарифов конкретных КСГ (в разрезе заболеваний и схем их лечения) не прозрачен, а его финансовое обоснование не находится в свободном доступе. Это создает коррупциогенные ситуации для тех, кто принимает решения по согласованию цен, в том числе при выпуске ежегодных методических рекомендаций по способам оплаты медицинской помощи.
Пока же, чтобы не возникало перекосов в финансировании, медицинские организации нередко вынуждены предоставлять медицинскую помощь в основном по схемам с бюджетно-нейтральными, но не убыточными тарифами – даже в ущерб интересам пациента. Хотя проблему с необходимостью вливания денежных средств в систему ОМС можно было бы решить путем увеличения объемов менее затратной амбулаторной помощи – создания амбулаторных тарифов (например, для приема таблетированных препаратов онкологическими больными) путем снижения частоты необоснованных госпитализаций, если помощь может быть оказана пациенту амбулаторно.
В РФ удельный вес стационарной помощи в целом выше, чем за границей. При этом необоснованные госпитализации не должны оплачиваться за счет средств ОМС – и такая оценка дается экспертами страховых компаний по результатам контрольных мероприятий. А значит, без клинических или эпидемиологических показаний нельзя допускать необоснованные госпитализации пациентов – в большей степени целесообразно развивать помощь в первичном звене.
Вся эта нерациональная система планирования и распределения отражается на пациенте, сказывается на доступности и качестве оказываемой ему бесплатной медпомощи – особенно по невыгодным для медорганизаций тарифам. С одной стороны, есть нерациональное использование ресурсоемких условий оказания медицинской помощи. С другой стороны, необоснованные с клинической точки зрения отказы в медицинской помощи при сверхобъемах. Из-за нерациональности расчета тарифов пациенты, например, со злокачественными новообразованиями могут остаться без показанного клиническими рекомендациями лечения. Ведь затраты на такое лечение могут не в полном объеме возмещаться онкологическому диспансеру по «несправедливому» тарифу. Назначение более дорогостоящих схем лечения для онкодиспансера, в свою очередь, более выгодно с финансовой стороны – причем вне зависимости от клинических показаний и в ущерб эффективности назначаемого лечения.
При всем этом уровень удовлетворенности качеством медицинских услуг в системе ОМС остается крайне низким – всего 29,3%. Об этом свидетельствуют данные второй волны общероссийского социологического исследования «Мониторинг жалоб и обращений пациентов в связи с проблемами получения медицинской помощи в системе ОМС», проведенного по заказу Всероссийского союза пациентов. В июле 2021 года президент Владимир Путин отметил, что удовлетворенность граждан медициной не растет, а этот показатель должен быть одним из тех, что характеризуют качество работы Минздрава.
Будущее системы здравоохранения неразрывно связано с развитием страховых принципов, когда страховщики обладают решающим голосом при согласовании способов оплаты медицинской помощи, когда возникает новый центр финансовой ответственности и гарантии финансовой стабильности системы ОМС – с ориентацией на все принципы охраны здоровья граждан, на право пациента бесплатно получать доступную и качественную медицинскую помощь. Ведь как принято говорить в последнее время, пациент должен стоять в центре системы – именно для него, а не для государства и профессиональных сообществ создана вся система ОМС.
Сергей Олегович ШКИТИН, кандидат медицинских наук, эксперт Всероссийского союза страховщиков.
Вся пресса за 12 декабря 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
6 июня 2025 г.

|
|
Интерфакс, 6 июня 2025 г.
Страховщики рассказали, опасен ли вирус коксаки

|
|
Эксперт Online, 6 июня 2025 г.
Автокаско отъехало за новыми машинами

|
|
Известия онлайн, 6 июня 2025 г.
Названы регионы РФ с самой высокой частотой страховых случаев по ОСАГО

|
|
Комсомольская правда, 6 июня 2025 г.
«Угоню вашу машину. Полюбовно»

|
|
НТА Приволжье, Нижний Новгород, 6 июня 2025 г.
43 нижегородца обвиняются в мошенничестве в сфере страхования

|
|
РИА Новости, 6 июня 2025 г.
Суд в июле рассмотрит дело о банкротстве Даура Джениа, экс-главы «дочки» «Росгосстраха»

|
|
NewsKo, Пермь, 6 июня 2025 г.
Жители Прикамья стали чаще покупать страховки для путешествий за рубеж

|
|
Газета.Ru, 6 июня 2025 г.
Государство взыскало с виновника ДТП деньги, потраченные на лечение пострадавшей по ОМС

|
|
Регионы России, 6 июня 2025 г.
Страховые компании уверяют, что вспышки вируса Коксаки в Турции не зафиксировано

|
|
Известия онлайн, 6 июня 2025 г.
Центробанк заявил о снижении стоимости полиса ОСАГО

|
|
Финмаркет, 6 июня 2025 г.
В 1-м квартале почти половина прироста выплат по страхованию имущества юрлиц пришлась на огневые риски

|
|
Сибирское агентство новостей, Красноярск, 6 июня 2025 г.
Страховые мошенники в Красноярске обогащаются на десятки миллионов рублей

|
|
Агроэксперт, 6 июня 2025 г.
Оксана Лут поручила оценить ущерб аграриев из-за сайгаков и проработать страхование

|
|
Forbes, 6 июня 2025 г.
Вложить на 10 лет: как государству удалось привлечь 500 млрд рублей у населения

|
|
tomsk.ru, 6 июня 2025 г.
Средняя цена полиса ОСАГО в Томске упала до 6,9 тысяч рублей

|
|
61.мвд.рф, Ростов-на-Дону, 6 июня 2025 г.
Местная жительница города Донецка рассказала, что попалась на уловки мошенников

|
|
Областная газета, Екатеринбург, 6 июня 2025 г.
Свердловская область стала лидером в вопросах страхования

|
 Остальные материалы за 6 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|